Если вам необходимо определить качество дизельного топлива, то наверняка один из анализов будет посвящен цетановому числу. Эта условная единица содержит сведения о задержке воспламенения топлива. Чем выше это значение, тем равномернее горит топливная смесь. Высокое цетановое число – это:
Автомобильный двигатель может работать без неполадок на ДТ с цетановым числом от 40 до 55. В России у топлива стандартного качества этот параметр должен характеризоваться числом не менее 45 (это касается и летних, и зимних разновидностей топлива).
Существует 3 основных подхода определения цетанового числа – критическая степень сжатия, совпадения вспышек, и запаздывание воспламенения. Первым применялся подход критической степени сжатия, после него – метод запаздывания воспламенения. Но пока самый оптимальный и популярный способ – это метод совпадения вспышек.
Классический метод измерения цетанового числа включает в себя использование опытного мотора: исследования проводятся по ГОСТ 3122 (метод совпадения вспышек). В процессе исследования пробу топлива сравнивают с 2-мя образцами эталонных топлив (их значения меньше и больше, чем у отобранного образца). И при различных степенях сжатия исследуется и сравнивается между собой самовоспламеняемость в моторе. На следующем этапе цетановое число рассчитывается по специальной формуле.
У моторного метода есть минусы: цетановое число установка очень громоздкая, для нее необходимо отдельное помещение, прибор для цетанового числа работает медленно, его сложно обслуживать, да и расход топлив у него значительный. По всему миру проводятся исследования, которые ищут варианты более надежного и быстрого способа, но пока моторный метод остается самым актуальным, ведь он дает довольно точные результаты независимо от фракционного состава.
Сейчас в Европе есть 3 немоторных метода определения цетанового числа, которые допускаются к применению: ASTM D6890-11, ASTM 7170-11, ASTM 7668-10. Цетановое число приборы, работающие по этим стандартам, относятся к пяти основным типам CID, IQT, AFIDA, FIT и Цетан, производства ЗАО «БМЦ». Преимущества немоторных методов:
Минусы – нужно использовать сжатый азот и воздух для работы.
Таким образом, для определения цетанового числа сейчас существуют различные методы исследования, которые активно используются для того, чтобы контролировать качество дизельного топлива.